Вертолет — малый летательный аппарат вертикального взлета и посадки, с одним или несколькими несущим винтами с приводом одного или нескольких двигателей. Взлетная масса — от 500 до 40000 кг.
Вертолет гражданской авиации — используется для обеспечения потребностей граждан и экономики (п.1 ст. 21 ВЗК РФ).
Вертолет общего назначения — не используется для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (п.3 с т 21 ВЗК РФ).
Вертолет намного функциональнее самолета. Для вздета-посадки ему не нужна длинная бетонная полоса — достаточно небольшой плоской площадки. Воздушное судно можно посадить в чистом поле, в горах, на крыше дома, а при наличии поплавковых шасси или полозьев — на воду или в снежный сугроб. Геликоптер не стоит в пробках, как автомобиль, может следовать самым быстрым маршрутом на скорости 230-280 км/ч. Воздушный транспорт используют в гражданских перевозках (почта, туризм, медицина, доставка грузов и людей в отдаленные района страны), спасательных операциях, в военном деле и как персональное транспортное средство. Страхование — защита финансовых интересов владельцев вертолетов.
Вертолёты классифицируют по взлетной массе (кг):
Для частных полетов обычно используют легкие летательные аппараты.
Новая авиатехника в России стоит от 450 тыс. дол., б/у — от 5 млн. руб. Обучение на курсах пилотирования обходится больше 1,4 млн. руб., содержание воздушного транспорта — в среднем, 1,4 млн. руб. в год без страховки.
Страхование вертолетов общего назначения (частных некоммерческих) и гражданской авиации (коммерческих) отличаются рисковой составляющей, что обусловлено уровнем квалификации пилотов, географией полетов, условиями эксплуатации геликоптеров и другими факторами. Так, частными машинами, как правило, управляют лица с категорией прав «частный пилот» (PPL), бизнес-вертолетами — коммерческого и линейного (CPL, ATPL) пилота. Авиаторы имеют разный опыт полетов и разные уровни подготовки (лицензия категории ATPL — наивысшая квалификация).
Владельцы частных транспортных средств, в основном, летают в выходные дни для своего удовольствия. Деловые вертолеты используют регулярно, по заданным маршрутам.
Конструкции большинства малых авиационных судов, что в случае даже небольшой аварии страховщики вынуждены признавать полную гибель вертолета. По статистике МАК, на каждые 30 происшествий 12 — приходится на коммерческие авиарейсы и 19 — на личные полеты. Частники позволяют себе отвлекаться, не следовать правилам полетов по приборам. Есть случаи, когда судно не прошло госрегистрацию, владелец не получил сертификат летной годности, свидетельство о допуске к полетам и медицинский сертификат. С коммерческими воздушными судами гражданской авиации такое не проходит — вертолеты подлежат обязательной сертификации на соответствие летной годности, а пилоты — обязательной аттестации (ст. 8 Воздушного кодекса РФ). Очевидно, что частная вертолетная авиация оказывается более рисковой.
ВЗК РФ устанавливает обязательную страховку для собственников воздушного транспорта или перевозчиков, арендующих вертолет для коммерческих перевозок пассажиров и грузов. Эти лица обязаны застраховать:
Авиа-КАСКО — добровольное страхование. Включает риски гибели, повреждения, пропажи, угона авиатранспорта. Поскольку цена воздушной техники достаточно высокая, оформление полиса экономически оправдано — страховка гарантирует компенсацию расходов в случае неприятностей в воздушном пространстве. Страховщики также предлагают комплексную страховую защиту — авиа-КАСКО, ГО и от несчастного случая.
В России услуги страхования авиасудов оказывают компании, у которых есть лицензия на этот вид страхования. Страховщики обеспечивают защиту по классическим рискам — гибель, повреждение, пропажа вертолета, а также гражданской ответственности собственников и авиаперевозчиков перед пострадавшими в результате воздушного происшествия. В перечень рисков можно включить также причинение ущерба противоправными действиями третьих лиц, расходы на поиск, спасение ТС и эвакуацию пассажиров.
Объектом страхования может быть вертолет, запасные части и оборудование, установленное на борту.
При определении стоимости объекта страховщики пользуются реальными ценами на момент заключения договора. Можно страховать с учетом или без учета износа. В первом случае страховка будет дешевле, но страховая сумма — меньше.
Уровень тарифов зависит от многих факторов. Основные — параметры вертолета, география полетов, уровень квалификации пилота, условия базирования и хранения техники, периодичность и качество техобслуживания.
Для полетов в воздушном пространстве РФ, СНГ и странах Евросоюза нужно оформить 2 отдельных страховки.
КАСКО не покрывает риски повреждения или разрушения техники по естественным причинам (коррозия, износ деталей).
СК откажет в выплате в случае нарушения правил эксплуатации ТС, незаконных полетов, а также в случае, когда клиент вовремя не уведомил страховщика о страховом событии.