Продолжая использовать сайт ООО «СМП-Страхование» Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных, ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки.
Также вы можете ознакомиться с памяткой по защите информации.

Страхование вертолетов

01.01.2020

Вертолет — малый летательный аппарат вертикального взлета и посадки, с одним или несколькими несущим винтами с приводом одного или нескольких двигателей. Взлетная масса — от 500 до 40000 кг.

Вертолет гражданской авиации — используется для обеспечения потребностей граждан и экономики (п.1 ст. 21 ВЗК РФ).

Вертолет общего назначения — не используется для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (п.3 с т 21 ВЗК РФ).

Вертолет намного функциональнее самолета. Для вздета-посадки ему не нужна длинная бетонная полоса — достаточно небольшой плоской площадки. Воздушное судно можно посадить в чистом поле, в горах, на крыше дома, а при наличии поплавковых шасси или полозьев — на воду или в снежный сугроб. Геликоптер не стоит в пробках, как автомобиль, может следовать самым быстрым маршрутом на скорости 230-280 км/ч. Воздушный транспорт используют в гражданских перевозках (почта, туризм, медицина, доставка грузов и людей в отдаленные района страны), спасательных операциях, в военном деле и как персональное транспортное средство. Страхование — защита финансовых интересов владельцев вертолетов.

Специфика страхования малых воздушных судов

страхование вертолетов

Вертолёты классифицируют по взлетной массе (кг):

  • тяжелые — свыше 10 тыс.;
  • средние — 5700;
  • легкие — 2250-3180 и 750-2250;
  • сверхлегкие — меньше 750.

Для частных полетов обычно используют легкие летательные аппараты.

Новая авиатехника в России стоит от 450 тыс. дол., б/у — от 5 млн. руб. Обучение на курсах пилотирования обходится больше 1,4 млн. руб., содержание воздушного транспорта — в среднем, 1,4 млн. руб. в год без страховки.

Страхование вертолетов общего назначения (частных некоммерческих) и гражданской авиации (коммерческих) отличаются рисковой составляющей, что обусловлено уровнем квалификации пилотов, географией полетов, условиями эксплуатации геликоптеров и другими факторами. Так, частными машинами, как правило, управляют лица с категорией прав «частный пилот» (PPL), бизнес-вертолетами — коммерческого и линейного (CPL, ATPL) пилота. Авиаторы имеют разный опыт полетов и разные уровни подготовки (лицензия категории ATPL — наивысшая квалификация).

Владельцы частных транспортных средств, в основном, летают в выходные дни для своего удовольствия. Деловые вертолеты используют регулярно, по заданным маршрутам.

Конструкции большинства малых авиационных судов, что в случае даже небольшой аварии страховщики вынуждены признавать полную гибель вертолета. По статистике МАК, на каждые 30 происшествий 12 — приходится на коммерческие авиарейсы и 19 — на личные полеты. Частники позволяют себе отвлекаться, не следовать правилам полетов по приборам. Есть случаи, когда судно не прошло госрегистрацию, владелец не получил сертификат летной годности, свидетельство о допуске к полетам и медицинский сертификат. С коммерческими воздушными судами гражданской авиации такое не проходит — вертолеты подлежат обязательной сертификации на соответствие летной годности, а пилоты — обязательной аттестации (ст. 8 Воздушного кодекса РФ). Очевидно, что частная вертолетная авиация оказывается более рисковой.

Правила страховки вертолетного воздушного транспорта

ВЗК РФ устанавливает обязательную страховку для собственников воздушного транспорта или перевозчиков, арендующих вертолет для коммерческих перевозок пассажиров и грузов. Эти лица обязаны застраховать:

  • ответственность за вред, причиненный жизни/здоровью/ имуществу третьих лиц при эксплуатации вертолета (п. 1 ст. 131). Законодательно установленный минимальный размер страховой суммы — 27780 руб. (2 МРОТ) за каждый кг взлетной массы геликоптера;
  • жизнь, здоровье членов экипажа при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 132). Страховая сумма — не меньше 1 млн. руб. на каждого авиатора;
  • ответственность перед собственником или отправителем груза (ст. 134) в размере, не меньше 2 МРОТ.

Авиа-КАСКО — добровольное страхование. Включает риски гибели, повреждения, пропажи, угона авиатранспорта. Поскольку цена воздушной техники достаточно высокая, оформление полиса экономически оправдано — страховка гарантирует компенсацию расходов в случае неприятностей в воздушном пространстве. Страховщики также предлагают комплексную страховую защиту — авиа-КАСКО, ГО и от несчастного случая.

Важно при оформлении полиса!

В России услуги страхования авиасудов оказывают компании, у которых есть лицензия на этот вид страхования. Страховщики обеспечивают защиту по классическим рискам — гибель, повреждение, пропажа вертолета, а также гражданской ответственности собственников и авиаперевозчиков перед пострадавшими в результате воздушного происшествия. В перечень рисков можно включить также причинение ущерба противоправными действиями третьих лиц, расходы на поиск, спасение ТС и эвакуацию пассажиров.

Объектом страхования может быть вертолет, запасные части и оборудование, установленное на борту.

При определении стоимости объекта страховщики пользуются реальными ценами на момент заключения договора. Можно страховать с учетом или без учета износа. В первом случае страховка будет дешевле, но страховая сумма — меньше.

Уровень тарифов зависит от многих факторов. Основные — параметры вертолета, география полетов, уровень квалификации пилота, условия базирования и хранения техники, периодичность и качество техобслуживания.

Для полетов в воздушном пространстве РФ, СНГ и странах Евросоюза нужно оформить 2 отдельных страховки.

КАСКО не покрывает риски повреждения или разрушения техники по естественным причинам (коррозия, износ деталей).

СК откажет в выплате в случае нарушения правил эксплуатации ТС, незаконных полетов, а также в случае, когда клиент вовремя не уведомил страховщика о страховом событии.