Продолжая использовать сайт ООО «СМП-Страхование» Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных, ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки.
Также вы можете ознакомиться с памяткой по защите информации.

Страхование ответственности туроператора

06.01.2020

Обеспечение обязательств туроператоров гарантирует потребителям туристических услуг возмещение ущерба, возникшего в результате неисполнения/ненадлежащего исполнения туроператорами и турагентами договоров о реализации своих продуктов. Эта норма стала обязательной для туристического бизнеса с 2007 года, когда законодатели внесли изменения в профильный закон №132-ФЗ от 24.11.96г. «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Способы финансового обеспечения — банковская гарантия или страхование ответственности. В 90% случаев (по информации на сайте Ростуризма) туроператоры выбирают страховку, как экономически выгодный способ защиты своих имущественных интересов.

Механизм страхования

страхование ответственности туроператора

Страхователи — туристические компании, оказывающие услуги по организации внутреннего, въездного и выездного туризма.

Страховщики — организации, имеющие соответствующую лицензию (выдает ЦБ РФ). Такие СК должны привести свои правила страхования ответственности в соответствие с аналогичными Стандартными Правилами, разработанными ВСС для туроператоров и согласованными с Росстрахнадзором. Поскольку этот вид страхования считается рискованным, ответственность туроператоров страхуют только крупные игроки российского страхового рынка.

Туроператор (или по его поручению — турагент) самостоятельно выбирает СК и страхует ответственность по всем своим туристским продуктам.

Условия договора — отдельные нюансы

Порядок заключения и применения договоров страхования определяется гражданским законодательством, законом № 132-ФЗ и Стандартными Правилами страхования ответственности туроператоров.

Объект страхования

Туроператор страхует свои имущественные интересы, связанные с риском неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по возмещению ущерба пользователям туристических услуг (и третьим лицам).

Страховой случай

Страховыми являются случаи неисполнения туристическим оператором взятых на себя обязательств по турпродукту по причине прекращения деятельности и невозможности исполнения таких обязательств.

Датой страхового случая считают день, когда оператор публично заявил о прекращении деятельности. Если турфирма фактически прекратила работу, но не заявил об этом, отсчет страхового события начинается со дня принятия решения об исключении оператора из федерального реестра.

Страховая сумма

Сумма, в пределах которой страховщик несет ответственность перед страхователем, не может быть меньше финансового обеспечения, предусмотренного законом №123-ФЗ:

  • 500 тыс. руб. — для внутреннего и въездного туризма;
  • 5% общей цены продукта (но не менее 50 млн. руб.) — для выездного туризма;
  • 50 млн. руб. — для операторов, которые только начали бизнес/в течение года не работали/ранее были исключены из федерального реестра, но намерены осуществлять деятельность по организации выездного туризма.

Если туроператор заключает более одного договора страхования, страховая сумма в совокупности не должна быть меньше размера финансового обеспечения, установленного законом № 132-ФЗ.

Страховая премия — размер, порядок уплаты

СК рассчитывает размер страховой премии для каждого туроператора, исходя из сроков действия страховки, с учетом факторов, повышающих или понижающих степень риска. Например, въездные и внутренние туры считаются безрисковыми. Чем дольше компания работает в туристическом бизнесе, тем лояльнее программа страхования. Немалое значение имеет оборот услуг турфирмы за прошедший год, отсутствие/наличие убытков, претензии со стороны туристов к качеству услуг.

Тарифы устанавливают в процентах к страховой сумме. Условия франшизы в таких страховках не предусматривают.

Страховые взносы страхователи уплачивают единовременно. Страховка ответственности начинает действовать после уплаты взноса.

Срок действия страховки

Договор заключают не менее, чем на год, как того требует закон. Досрочное расторжение невозможно, но при определенных обстоятельствах страховка может быть признана недействительной (если страхователь сознательно ввел страховщика в заблуждение относительно рисков или СК ликвидирована).

Сроки и порядок выплат возмещения

Требования к страховщику о выплате возмещения вправе предъявить турист, его законный представитель или другой заказчик. Срок исковой давности для предъявления претензий — 3 года (общий срок).

К требованию прилагают документы, удостоверяющие личность заявителя, копию договора с туристической компанией, подтверждение размера ущерба.

Страховщик:

  • возмещает стоимость перелета, трансфера, проживания, если туроператор не выполнил свои обязательства, в пределах его ответственности;
  • компенсирует убытки, связанные с некачественным предоставлением турфирмой услуг, например, нарушение в сфере безопасности отдыха;
  • не выплачивает требования по штрафам, пеням, упущенной выгоде, возмещения морального вреда.

Ущерб возмещают не позднее 30 календарных дней после получения требования туриста. В случае, когда обращений много и общая сумма ущерба превышает размер обеспечения ответственности, удовлетворение претензий осуществляется пропорционально суммам требований. Правила таких выплат утверждены Правительством РФ (постановление № 1811 от 11.11.20 г).

Страхование туроператора не освобождает страховщика от выплаты возмещения, если турфирма исчезла с рынка вместе с деньгами туристов, то есть страховой случай — результат умышленных действий страхователя.