Маломерное судно — дорогостоящее имущество и транспортное средство, которое может стать источником опасности для жизни людей, окружающих объектов. В среднем, для маломерной яхты на период навигации приходится от 2 до 5 аварий разной сложности. Малые машины — в первой десятке самых угоняемых видов транспорта. Владелец может тратить на ремонт яхты, лодки в год до 10% от его стоимости. Во время плавания, хранения или перевозки плавсредства имущественные интересы собственника и его ответственность перед третьими лицами поможет защитить страховка.
Страхования водного транспорта добровольный вид страховки. Каждая страховая компания разрабатывает и утверждает правила страхования маломерных речных и морских судов, используемых для коммерческой и некоммерческой деятельности.
Программы предусматривают полное или частичное покрытие. Страховка с полным покрытием действует во время хранения плавсредства, транспортировки/спуска на воду и работы в навигационный период, что обеспечивает полную защиту имущественных интересов владельца судна.
Договор на страхование судов заключают в бумажном варианте с подписями и печатями (если есть). Условная и безусловная франшиза устанавливается по соглашению сторон, как по всем рискам, так и по каждому страховому случаю. Срок страхования — до одного года. Можно застраховать яхту на время одного рейса, перевозки к акватории или другой период.
Речные и морские суда могут страховать компании, имеющие соответствующую лицензию (страховщики). Страхователи — физические и юридические лица (владельцы, арендаторы маломерных водных ТС). Они заключают договоры в свою пользу или в пользу третьих лиц. При оформлении полиса на выгодоприобретателя, всеми правами, указанными в договоре, все равно пользуется лицо, подписавшее этот договор.
Понятие маломерных судов определено Положением о ГИМС МЧС № 835 от 23.12.04г. К водному маломерному транспорту относятся самоходные и несамоходные плавсредства (кроме военных и спортивных), отвечающие следующим характеристикам:
Маломерные плавающие ТС классифицируют по назначению (для отдыха, надзора за безопасностью на воде и другое), характеру движения, типу двигателя, материалу корпуса и другим признакам.
Типы маломерных водных средств:
Объект страхования — судно с оборудованием, как неотъемлемой частью конструкции, один корпус или механизмы. Оборудование, установленное сверх штатного, прицеп для перевозки катера, страхуют дополнительно. Если надувные лодки, спасательные плоты входят в комплектацию водного ТС, как средства, обеспечивающие безопасность плавания, их включают в состав оборудования застрахованного судна.
По аналогии с автострахованием, владелец маломерной яхты может застраховать гражданскую ответственность в случае:
У каждой СК список рисков может сильно отличаться в зависимости от предложенной страхователю программы. Классический перечень — пожар, землетрясения и другие природные катаклизмы, посадка судна на мель или опрокидывание средства.
Риски технического характера:
Для защиты на время хранения объект страхуют от кражи/угона, наезда, пожара, попадания молнии или другого инцидента.
Страхование яхт и катеров на время перегона — индивидуальная программа с набором рисков, зависящих от типа самого плавсредства, условий и расстояния его транспортировки.
Страховщик выдает застрахованному лицу полис с приложением Правил страхования и обязуется сохранять конфиденциальность в отношении сведений о страхователе и его имуществе. При наступлении страхового события СК выплачивает компенсацию или отказывает в выплате по обоснованным причинам. Сумма возмещения не должна превышать реальную стоимость судна, в противном случае страховка признается недействительной.
Как правило, не возмещаются убытки, возникшие в результате:
Ответственность страховщика не распространяется на события, произошедшие за пределами территории страхования (район плавания, рейса), кроме случаев, когда страхователь:
Страхователь обязан: